- Эрмлер Фридрих Маркович
-
Э́РМЛЕР Фридрих Маркович (1898—1967) — реж. Работал в органах ГПУ, в 1923—24 учился на актерском отд. Ленингр. ин-та экранного иск-ва. За годы учебы снялся в ф. В. Висковского "Красные партизаны" и "Чай". С 1924 на киноф-ке "Севзапкино". Один из организаторов творч. объединения "КЭМ" (Киноэксперим. мастерская); поставил в жанре эксцентрич. комедии заказной санитарный фильм "Скарлатина". 20-е гг. — наиболее плодотворный период в творчестве Э. В ф. "Катька — Бумажный ранет" (1926, совм. с Э. Иогансоном), "Парижский сапожник" (1928, по пов. Н. Никитина "Преступление Кирика Руденко"), "Дом в сугробах" (1928, по мотивам рассказа Е. Замятина "Пещера") Э., опережая свое время, утверждает эстетику бытового соц.-психолог, ф., интерес к индивид. герою, его внутр. миру, внимание к жизн. среде. Постоянный актер Э. в 20-е гг. — Ф. Никитин, предст. мхатовской психолог. школы. Однако уже в ранних фильмах проявляется характерная для будущего творчества Э. жесткость клас. дифференциации, тенденция к анализу соц. сущности и обществ. судьбы героев. В "Обломке империи" (1929) интерес к полит. проблеме начинает преобладать над интересом к конкретному характеру и судьбе. В 1932 Э. (совм. с С. Юткевичем) ставит ф. "Встречный", к-рый встал у истоков повествоват.-психолог. направления, определившего развитие сов. киноиск-ва 30-х гг. Однако сам Э. в 30-е гг. избирает др. путь: в ф. "Крестьяне" (1935), "Великий гражданин" (1938—39, 2 сер.) он выступает создателем жанра полит. ф., в к-ром сюжетной основой становится доказательство определ. Полит. тезиса и все средства худож. выразительности направлены на достижение этой цели. Полит. ф. Э. представляют собой целостное и значит. худ. явление. В то же время Э. выступает в них убежденным пропагандистом парт. идей и события полит. жизни страны трактует в духе официозной мифологии, внедряя в массовое сознание идеи обострения клас. борьбы, тотального вредительства, создавая "образ врага". В годы войны, продолжая работатьв жанре полит. кино, но вдохновленный уже иными, патриотич. идеями, Э. создает значит. ф.: "Она защищает Родину" (1943) и "Великий перелом" (1945, приз на 1-м МКФ в Каннах, 1946). С кон. 40-х гг. в творчестве Э. кризис, корни к-рого — в несовпадении творч. индивидуальности реж. с тенденциями развития кино. Ф. "Неоконченная повесть" (1955) и "День первый" (1957), где Э. пытался работать в чуждой ему новой эстетике, свидетельствуют, что принципы его эстетики, равно как и взгляды реж., нуждаются в пересмотре. Такой пересмотр происходит в последнем худож.-док. ф. "Перед судом истории", где характерный для Э. Полит. сюжет обретает новое осмысление и новую худож. форму.
Др. ф.: "Дети бури" (1925), "Осень" (1940, с И. Менакером), "Великая сила" (1950), "Званый ужин" (1953, вып. — 1962), "Из Нью-Йорка в Ясную Поляну" (1962, т/ф).
Соч.: Как я стал режиссером. М., 1946; Документы, статьи, воспоминания. Л., 1974.
Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.